English
Некоммерческое партнёрство Прозрачный мир
О нас|Контакты|Карта сайта|
Поиск

Юридические основы

 Что нужно знать при работе по тушению и предотвращению палов

 I. ПАЛЫ НЕЗАКОННЫ

Правовые акты, запрещающие проведение палов

1. Федеральный закон "О животном мире" (статья 28) "запрещается выжигание растительности, ... без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, а также ухудшения среды их обитания".
2. Требованиях по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 № 997 (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.03.2008 N 169) «в целях предотвращения гибели объектов животного мира запрещается:
выжигание растительности, … без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, ухудшения среды их обитания».
В указанных актах предусмотрена обязательность принятия мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, а также ухудшения среды их обитания. Однако, как говорилось выше, такие меры почти никогда не принимаются (а часто и не могут быть приняты), так что проведение палов прямо нарушает действующее законодательство.

За нарушения этих требований предусмотрена административная  ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья  8.29 КоАП: «Уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей».
Статья 8.33 КоАП: «Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».
3. Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.07.2007 № 417:  «Запрещается выжигание травы на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и озеленительным лесным насаждениям, без постоянного наблюдения».
Введен прямой запрет на проведение палов (без каких-либо исключений) на землях лесного фонда (в том числе нелесных землях - полянах, сенокосах, прогалинах) и, что более актуально для нас, на земельных участках, примыкающих к лесам, а также к защитным лесным насаждениям (например, лесополосам).
За нарушения этих требований предусмотрена административная  ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях 
Статья 8.32: «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей».
4. Правила пожарной безопасности (ППБ01-03), утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, зарегистрированные Минюстом России 27.06.2003  № 4838 (п.327): «Не разрешается сжигание стерни, пожнивных остатков и разведение костров на полях.
Введен полный запрет на сжигание сухих остатков травы.

За нарушения этих требований предусмотрена административная  ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях 
Статья 20.4 КоАП 1. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами … - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
5. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 60): «... Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания».
6. Федеральный закон «О животном мире» (ст.24): «действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации».
В местах обитания наземно гнездящихся птиц, мелких млекопитающих, насекомых занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов РФ, палы однозначно разрушают среду их обитания, поэтому подпадают под действие приведенных норм. 

За нарушения этих требований предусмотрена административная  ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях 
Статья 8.35 КоАП: «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой».

3. Закон Московской области N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области"  (в ред. Законов МО от 28.02.2007 N 30/2007-ОЗ, от 27.12.2007 N 221/2007-ОЗ, с изм., внесенными Законами МО от 25.10.2006 N 190/2006-ОЗ (ред. 12.03.2007), от 02.11.2005 N 229/2005-ОЗ (ред. 30.11.2006)) (статья 6, пункт 18) Запрещается:
2) разводить костры в местах общественного пользования, сжигать мусор, листву, траву, части деревьев и кустарников, в том числе и на территории хозяйствующих субъектов;
Статья 2. Территория хозяйствующего субъекта - часть территории Московской области, имеющая площадь, границы, местоположение, правовой статус, целевое назначение, находящаяся в собственности, владении или пользовании хозяйствующего субъекта.
Этим законом введен полный запрет на сжигание травы на территории хозяйствующих субъектов, то есть на любых территориях, находящихся в собственности или пользовании сельхозпредприятий.

За нарушения этих требований предусмотрена административная  ответственность в соответствии с Законом Московской области «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области»

Закон Московской области № 161/2004-ОЗ «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области» (в ред. Законов МО от 15.07.2005 N 183/2005-ОЗ, от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ, от 12.12.2005 N 259/2005-ОЗ, от 14.02.2007 N 20/2007-ОЗ, от 19.07.2007 N 125/2007-ОЗ, от 29.09.2007 N 167/2007-ОЗ, от 21.12.2007 N 219/2007-ОЗ, от 07.02.2008 N 4/2008-ОЗ, от 16.12.2008 N 205/2008-ОЗ)
Сжигание листвы, травы, тополиного пуха, частей деревьев и кустарников, других остатков растительности в местах общественного пользования и на территории хозяйствующих субъектов, за исключением специально отведенных мест, влечет наложение административного штрафа:
на граждан - в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
на должностных лиц - в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
на юридических лиц - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Лица, виновные в проведении палов могут быть привлечены к уголовной ответственности

Статья 219.  1. Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В данной статье подразумевается факт нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (см. выше), а также иные установленные правила пожарной безопасности. Уголовная ответственность наступает в случае, если наступили указанные в законе последствия. Данный закон может быть применим против должностных лиц, на которых лежала обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности.
Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ. Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации ... сельскохозяйственных ... объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья может быть применена только в случае доказанного умысла со стороны руководителя сельхозпредприятия, если в результате проведения пала произошла массовая гибель животных. Заключение о наличии массовой гибели для суда дает соответствующий эксперт.

Статья 261. Уничтожение или повреждение лесных насаждений. 1.Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем … - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Уничтожение или повреждение лесн ых насаждений и иных насаждений путем поджога, … - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без такового.
Статья может быть применена, если в результате пала (даже на сельхозземлях) были уничтожены или повреждены леса или насаждения, не входящие в лесной фонд. Однако должно быть доказано, что именно пал послужил причиной гибели лесов.

Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Данная статья может быть применена, если в результате пала, прямо запрещенного режимом ООПТ (то есть в положении или паспорте данной ООПТ должен быть прямо прописан запрет на проведение палов), природным комплексам был причинен значительный ущерб. Последствия в виде значительного ущерба оцениваются исходя из стоимости, распространенности, экологической ценности, количества поврежденного или уничтоженного, а также размера вреда, причиненного растительному или животному миру. Данные оценки даются в соответствующем заключении экспертизы.

II. ЧТО МЫ МОЖЕМ

Правовые акты, гарантирующие права общественности по тушению природных пожаров

1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Граждане Российской Федерации имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
2. Федеральный закон «О пожарной безопасности» ( статья 13).  «Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов».
Статья 34. «Граждане обязаны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров».
3. Лесной кодекс РФ.  (Статья 52). Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") и настоящим Кодексом.
Статья 53. Привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Деятельность по предупреждению и тушению природных пожаров не подлежит лицензированию

1. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (статья 2)
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на следующие виды деятельности:
использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира»
Статья 17. Лицензированию подлежит деятельность по тушению пожаров
Лицензированию не  подлежит деятельность по предупреждению пожаров.
Письмо МЧС России и Рослесхоза от 17.04.2006 №  43-1239-1/ № ВР-02-46/2447
«Учитывая, что частью 2 статьи 1 Закона о лицензировании предусмотрено, что его действие не распространяется на деятельность, связанную с использованием лесного фонда, деятельность по предупреждению и тушению лесных пожаров, осуществляемая лесхозами, базами авиационной охраны лесов и другими организациями Рослесхоза, лицензированию не подлежит».
Тушение травяных палов, является предупреждением лесных и торфяных пожаров, пожаров в населенных пунктах и не подлежит лицензированию. Тушение лесных пожаров  также не подлежит лицензированию.
Таким образом, тушение  пожаров на природных территориях не  лицензируется.

Общие права граждан и общественных объединений.

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (статья 68). «Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством». Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 28.1) «поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: ... 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения».

Закон Московской области № 161/2004-ОЗ «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области» (статья 30) органы государственного административно-технического надзора Московской области вправе для оказания содействия государственным административно-техническим инспекторам привлекать внештатных административно-технических инспекторов, не наделенных правами должностных лиц, осуществляющих государственный административно-технический надзор.

(статья 34).
1. Граждане, юридические лица, должностные лица органов местного самоуправления вправе обращаться в органы государственного административно-технического надзора с заявлениями о нарушении правил обеспечения порядка и благоустройства на территории Московской области. Органы государственного административно-технического надзора Московской области и (или) должностные лица обязаны рассмотреть заявления в установленные законом сроки.
2. Граждане и юридические лица имеют право на получение в органах государственного административно-технического надзора Московской области информации о результатах рассмотрения заявлений о нарушении правил обеспечения порядка и благоустройства на территории муниципальных образований.