English
Некоммерческое партнёрство Прозрачный мир
О нас|Контакты|Карта сайта|
Поиск
Главная > Экологические проекты > Экологический мониторинг > Спутниковый мониторинг добычи россыпного золота

Спутниковый мониторинг добычи россыпного золота

Добыча россыпного золота сегодня приводит к существенной деградации ландшафтов на достаточно больших площадях и загрязнению рек на многие километры вниз по течению. Спутниковый мониторинг позволяет проводить эффективный контроль эксплуатации месторождений, предоставляя оперативную информацию о фактах загрязнения акваторий или выходов разработок за пределы лицензионных участков.
Добыча россыпного золота в России осуществляется с конца 18-го века. А уже к концу 19-го века 93% всего добытого в России золота было россыпным. В 1823 г. Россия вышла на первое место в мире по производству золота, добывая его больше, чем все остальные страны вместе. Это место страна удерживало в течение 30 лет - до открытия золота в Калифорнии. Большая часть месторождений сосредоточена на территории нынешних Дальневосточного, Сибирского и Уральского Федеральных округов.
Освоение россыпных месторождений золота на Дальнем Востоке и в Сибири, безусловно, немало способствовало освоению края, однако оно же стало и одной из важнейших экологических проблем региона.
В настоящее время добыча россыпного золота составляет не более 25% от общего объема добычи и ежегодно уменьшается. Запасы россыпного золота в России уже близки к исчерпанию, богатые россыпи с крупным золотом уже отработаны, а поиски новых месторождений практически не ведутся из-за сворачивания геологоразведочных работ. Уже в 90-х годах прошлого века среднее содержание золота в песках снизилось в 2-3 раза, примерно во столько же уменьшилась и средняя крупность золота. Данные Роскомдрагмета свидетельствуют, что в настоящее время около 40% россыпного золота в стране сосредоточено в месторождениях с содержанием металла менее 300 мг/мЗ. При этом запасы золота на Дальнем Востоке относятся к малообъемным россыпям: по Амурской области - 256 мг/мЗ, по Хабаровскому краю - 185 мг/мЗ, по Приморскому краю - 91 мг/мЗ.
При таких низких содержаниях, для получения 1 грамма золота необходимо взрыхлить примерно 4-5 кубометров земли. Можно представить себе объемы и степень воздействия на экосистемы, если только в 2011 году россыпного золота в России было добыто 60,5 тонны (23% общей добычи) (По информации Росприроднадзора).
Нарушение природной среды при разработке месторождений россыпного золота происходит не только в результате бульдозерных работ, но и при загрязнении водотоков хвостами обогащения. Разработка россыпных месторождений благородных металлов является источником поступления избыточного количества минеральных взвесей в водоток. Обобщение имеющихся данных показывает, что если в контрольных реках (не затронутых отработкой) общее содержание взвеси 100-200 мг/л, (мутность воды), то в реках со средней антропогенной нагрузкой эти показатели увеличиваются соответственно до 250 мг/л, а в интенсивно эксплуатируемых реках иногда превышают 500 мг/л. Большая часть продуктов эрозии антропогенного происхождения, особенно мелкие фракции, уносится потоком во взвешенном состоянии в низовья рек, часть же аккумулируется на дне и в толще грунта в верховьях.
При этом загрязнение продолжается десятилетия спустя после окончания работ на приисках, поскольку незакрепленные растительностью отвалы продолжают размываться.
Кроме того достаточно часты случаи аварийных выбросов, когда вследствие прорыва дамб в водотоки попадает полностью неочищенная вода из отстойников.
Таким образом, наиболее важными экологическими проблемами, связанными с добычей россыпного золота являются:
·        полная деградация ландшафтов при ведении добычи
·        очень медленная восстанавливаемость ландшафтов после окончания добычи
·        регулярное и аварийное загрязнение водотоков
 
С другой стороны, отрасль добычи золота из россыпных месторождений имеет важное региональное социально-экономическое значение по обеспечению занятости населения н отдаленных населенных пунктах с моноотраслевой экономикой; поддержанию региональной инфраструктуры и пополнению местных бюджетов.
В связи с таким сложным эколого-экономическим конфликтом, представляется необходимым постоянный и строгий контроль соблюдений правил эксплуатации месторождений с целью недопущения загрязнения окружающей среды. Однако, как сообщает Росприроднадзор, такой контроль в настоящее время является весьма ограниченным и не может обеспечить объективной картины проблемы.
 "Проблема с несанкционированным сбросом технических вод, используемых для промывки золотосодержащих песков, существует давно и имеет свои особенности, связанные с производством добычных работ на практически отработанных россыпях и полигонах (погашение остаточных запасов, доработка мерзлых целиков и др.). Обустройство дражных полигонов и прудов-отстойников осуществляется в основном из эйфельных отвалов, которые не могут в полном объеме исключить фильтрацию оборотных технических вод и обеспечить надежную защиту временных гидротехнических сооружений от прямого прорыва. Применение в этом случае реагентов для принудительного и оперативного осаждения взвешенного материала становится проблематичным. Цементация и иные мероприятия по уплотнению и герметизации дамб практически не проводятся, так как требуют существенных финансовых вложений и дополнительных затрат времени на их реализацию".
"При подготовке и выполнении контрольно-надзорных мероприятий имеется ряд моментов, существенно влияющих на объективность конечных результатов проверок. В соответствии с действующим законодательством уже на этапе организации проверки недропользователь имеет полную информацию о сроках, направлениях и условиях ее реализации. В связи с этим целенаправленно проводит мероприятия по временному переводу дражных полигонов в режим приостановки или ограниченной промывки песков, дополнительному обустройству и укреплению гидротехнических сооружений с локализацией сброса неочищенных сточных вод, полному осушению прудов-отстойников на наиболее проблематичных участках (прямой сброс технических вод) и др. По завершению контрольно-надзорных мероприятий ситуация возвращается в "стандартные" условия, которые в целом не отражаются в итоговых материалах проверки. Таким образом, эпизодическое вмешательство надзорных органов определенным образом "стимулирует" недропользователя, но, в конечном счете, не обеспечит существенного изменения ситуации".
 Данные цитаты из ответа Росприроднадзора фактически признают невозможность надзорных органов обеспечить контроль за соблюдением действующего законодательства на золотодобывающих приисках.
В тоже время, космический мониторинг может способствовать решению целого ряда перечисленных проблем, и содействовать более качественному и постоянному мониторингу за соблюдением правил и норм эксплуатации месторождений:
1. Отсутствие точных данных о времени проведения съемки. Выполнение спутниковой съемки не требует уведомления золотодобывающих компаний о ее проведении, следовательно, на полученных изображениях будет отражена объективная картина работы на месторождении.
2. Постоянный мониторинг. Возможна реализация постоянного мониторинга за месторождениями, в том числе и за участками, расположенными в отдаленных, труднодоступных районах.
3. Оперативное информирование надзорных служб о необходимости наземной проверки того или иного участка при определении фактов аварийного загрязнения водотоков
4. Проверка качества рекультивации участка после завершения его эксплуатации
5. Проверка соблюдения установленных для добычи границ
6. Анализ территории перед выдачей лицензий на разработку месторождений с целью охраны ценных природных территорий
 
В рамках пилотного проекта по мониторингу загрязнения водотоков при добыче россыпного золота были проанализированы случаи загрязнения рек Большая и Малая Мурожная, Удерей - правых притоков р.Ангара, Красноярский край. Результатом работы стало обнаружение нескольких фактов загрязнения рек в течение лета 2013 г., доведение информации до надзорных органов и привлечение добывающей компании к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ (пользование недрами с нарушением лицензионных требований), назначено наказание в виде штрафа.
 Мы приглашаем к сотрудничеству все заинтересованные стороны для совместного проведения мониторинга на новых участках следующим летом.
  Материалы по проблеме:
Общая информация
1. Золотые реки: Выпуск 1/Амурский бассейн//Под редакцией Е. А. Симонова. Владивосток: Всемирный фонд дикой природы (WWF), издательство «Апельсин», 2012 г. 120 с.
2. Реки границ не имеют. Е.А.Симонов, Гуо Юмин. Почему запрет на разработку россыпей в Китайских провинциях привел к экспорту "грязных технологий" в Россию.
Обращения и ответы надзорных органов о проблеме:
2.  Ответ Министерства Природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.12.2013 на Обращение ИТЦ "Сканэкс" в Следственный комитет РФ (содержит аналитическую справку Росприроднадзора о проблеме).
4. Ответ Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю от 20.09.2013 председателю Красноярской региональной общественной организации "Плотина".
5. Ответ Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю от 14.10.2013 председателю Красноярской региональной общественной организации "Плотина".

 

Загрязнение рек Большая и Малая Мурожная, Удерей

Результаты мониторинга 2015 г.