English
Некоммерческое партнёрство Прозрачный мир
О нас|Контакты|Карта сайта|
Поиск
Главная > Новости > Страхование экологических рисков способно предотвратить повторение "керченской" экологической катастрофы
12.12.08

Страхование экологических рисков способно предотвратить повторение "керченской" экологической катастрофы

Как сообщается в распространенном 9 декабря Счетной палатой Российской Федерации официальном сообщении, с момента аварии, повлекшей техногенное загрязнение окружающей среды в Керченском проливе, прошло более года, но виновные до сих пор не определены и ущерб от чрезвычайной ситуации не возмещен. Ущерб, причиненный аварией танкера "Волгонефть-139" в ноябре 2007 г. в Керченском проливе, по данным комиссии управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю, составил около 29 млрд. рублей (более 1 млрд долларов).

В России отсутствует законодательно закрепленная система страхования экологических рисков, говорится в материалах Счетной палаты, при этом проект федерального закона "Об экологическом страховании" находится на рассмотрении в Госдуме РФ уже в течение нескольких лет. 5 декабря этого года Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года». Однако, подписание этого закона не решает вопрос ответственности за загрязнение морских акваторий при авариях танкеров. Спикер Совета Федерации РФ Сергей Миронов предлагает перейти от штрафов к экологическому страхованию: «Нынешний принцип "загрязнитель платит" приводит к тому, что компании просто откупаются». По его словам, необходимо создать систему страховых отчислений предприятий, которая затем позволяла бы финансировать работу по восстановлению окружающей среды.

Ранее представители Правительства России заявляли, что ущерб, причиненный окружающей среде в результате кораблекрушений в Керченском проливе, будет погашен за счет судовладельцев, допустивших аварии. Владельцы затонувших судов, в свою очередь, утверждали, что причиной катастрофы стало несвоевременное оповещение судов береговыми службами о надвигающемся шторме. Как отмечают эксперты, в ситуациях, подобных "керченской" аварии, когда сложно установить прямых виновников загрязнения, именно страховые компании будут оплачивать ущерб. Кроме того, страховать старые и ненадежные суда будет дорого. Таким образом, российский флот получит дополнительный стимул для обновления своего состава новыми современными кораблями, что повысит безопасность судоходства. Страховые компании, несомненно, заинтересуются и в создании систем мониторинга экологической ситуации. Ведь каждый рубль, вложенный в предотвращение катастрофического развития аварийной ситуации, поможет им существенно сэкономить на выплате страхового возмещения.

Рис. 1.  Оперативный спутниковый радиолокационный мониторинг проводился специалистами инженерно-технологического центра «СканЭкс», начиная с первых дней после аварии в Керченском проливе. На синтезированном по радарным снимкам изображении показано положение пятен нефти на поверхности воды в акватории Керченского пролива и южной части Азовского моря. Также видно положением судов: розовым цветом показано положение судов на 15 ноября, зеленым - на 16 ноября. Радиолокационные снимки со спутника Radarsat-1 от 15 и 16 ноября 2007 приняты на сеть приемных станций UNISCAN ИТЦ «СканЭкс»

В настоящее время в рамках международного сотрудничества Северо-Западное отделение ЮНИДО (UNIDO - Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) разрабатывает программу по защите от загрязнения другого моря, омывающего Россию, - Балтийского. Речь идет, в первую очередь, о загрязнении нефтепродуктами. По подсчетам специалистов, к 2015 году, когда планируемые объемы перевалки нефти будут на уровне 200 миллионов тонн в год, на Балтике ежегодно будут происходить 4 крупных аварии, серьезно влияющие на экологию всего региона. Для предупреждения возможных катастроф, специалисты ЮНИДО готовят программу по внедрению "экоинформатики" – нового направления в информационных технологиях, которое занимается прогнозированием негативных воздействий на окружающую среду. Очевидно, что оперативная спутниковая компонента должна стать неотъемлемой частью такой программы. Опыт создания такой программы следует распространить на все моря, омывающие Россию, на акваториях которых происходит добыча нефти или транспортировка нефтепродуктов.

Рис. 2.  Рис 2. Существующая сеть станций UNISCAN, созданная ИТЦ «СканЭкс» позволяет осуществлять прием спутниковых данных на большую часть морей, омывающих Россию

К достоинствам системы оперативного спутникового всепогодного радиолокационного мониторинга относятся:

  • Раннее обнаружение и оперативное реагирование на самых ранних стадиях развития аварийных ситуаций, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов на море, и, в результате, предотвращение катастрофического развития аварийных ситуаций для окружающей среды.

  • Повышение эффективности работы природоохранных служб, улучшение координации различных организаций и подразделений, задействованных в проведении спасательных и природоохранных операций.

  • Улучшение экологических показателей и создание предпосылок к более оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации судоходных и нефтяных компании, а также спасательных и природоохранных служб.

В настоящее время ИТЦ «СканЭкс» создан сайт, на котором в тестовом режиме выкладываются результаты спутникового радиолокационного мониторинга акваторий Баренцева, Каспийского, Охотского и Черного морей, где показываются выявленные участки загрязнения нефтью и нефтепродуктами (слики) и положение судов.

Рис. 3.  Выделенные в июле 2008 г. специалистами ИТЦ «СканЭкс» по результатам спутниковой радиолокационной съемки разливы мазута на поверхности воды из затонувшей в ноябре 2007 г. в Керченском проливе носовой части танкера «Волгонефть-139». Сиреневым цветом показан разлив (слик) от 3 июля, малиновым - от 6 июля, красным - от 13 июля. Снимки со спутника Radarsat получены на приемную станцию UNISAT сети ИТЦ «СканЭкс». Изображение с сайта http://new.test.kosmosnimki.ru/

Современная ситуация с нефтяным загрязнением Керченского пролива от аварии с танкером «Волгонефть-139»

Напомним, 11 ноября 2007 г. во время шторма в Керченском проливе и акватории Черного моря потерпели крушение 12 судов, из них восемь российских. Затонуло четыре судна (в том числе три российских сухогруза "Вольногорск", "Нахичевань", "Ковель"), были сорваны с якорей и сели на мель шесть судов (в том числе три российских баржи "Дика", "Деметра", плавкран "Севастополец"), получили повреждения два российских танкера "Волгонефть-123" и "Волгонефть-139". Из разломившегося российского танкера "Волгонефть-139" в море вылилось более двух тысяч тонн мазута.

По сообщениям украинских СМИ, в Керчи закончилась эпопея с переработкой мазутной смеси, собранной после прошлогодней катастрофы в проливе. Предприятие "Эко-Центр", действующее по заказу Минприроды Украины, сообщило 3 декабря об окончании работ по переработке 6 тыс. 768 тонн нефтепродуктов. Само предприятие рассчитывало завершить работы 1 ноября. Ранее председатель Рескомприроды Крыма, Евгений Бубнов, обещал, что утилизация мазутно-песчаной смеси будет завершена до конца июля. В противном случае Рескомприроды намеревался настаивать на вывозе собранной с побережья мазутно-песчаной смеси за пределы полуострова. До этого чиновники разного уровня обещали ликвидировать последствия катастрофы в Керченском проливе до начала курортного сезона.

По сообщениям МЧС России вся нефть на берегу Керченского пролива убрана. В то же время, по данным неправительственных экологических организаций, на побережье в южной части косы Чушка (Темрюкский район Краснодарского края) остались участки берега, не очищенные от выброшенного мазута. Об этом сообщает пресс-служба Экологической вахты по Северному Кавказу: «В ходе мониторинга, проведенного активистами Экологической вахты по Северному Кавказу, были обнаружены два участка, заваленных мешками с загрязненными мазутом водорослями и песком, собранными на берегу. Вокруг этих участков среди высохшей растительности вода в лужах была покрыта мазутной пленкой». По словам местных жителей, остался неочищенным от мазута также остров Дзендзик, расположенный южнее косы Чушка.

Как отмечается в отчете Счетной Палаты РФ, на акватории Керченского пролива производится перегрузка серы и других опасных грузов с судна на судно в открытом море, на рейде без причалов, что приводит к загрязнению водного и воздушного бассейнов. Помимо этого, затонувшие в Керченском проливе суда представляют опасность для мореплавания. Например, летом 2008 года танкер «Боларис» получил пробоину в результате столкновения с затонувшим судном «Вольногорск».

Дополнительная информация

Федеральным законом «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года» предусматривается ратификация Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года. Бункерное топливо в настоящее время представляет серьёзную угрозу загрязнения морской среды вследствие утечки или слива этого топлива из эксплуатируемых на море судов. Конвенцией устанавливается международный режим ответственности специально для целей компенсации ущерба от загрязнения вследствие утечки или слива бункерного топлива с судов. Страхование даёт право потерпевшим лицам предъявлять требования о компенсации ущерба непосредственно к страховщику или лицу, предоставившему иное финансовое обеспечение.

При подготовке использованы материалы с сайтов: www.scanex.ru, www.ach.gov.ru, www.ewnc.org/, www.yuga.ru, www.rian.ru, www.regnum.ru, www.fishnews.ru, www.lenta.ru, www.47news.ru, www.nr2.ru.