English
Некоммерческое партнёрство Прозрачный мир
О нас|Контакты|Карта сайта|
Поиск
Главная > Новости > Жители Якутии требуют изменить способ прокладки нефтепровода через реку Лена
13.10.08

Жители Якутии требуют изменить способ прокладки нефтепровода через реку Лена

Более тысячи человек приняли участие в митинге в защиту реки Лена 11 октября на площади Ленина в Якутске. В рамках республиканской акции «Сохраним Лену!» проходил сбор подписей под обращением к Президенту и Правительству РФ с требованием пересмотреть метод перехода нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий Океан» (ВСТО) через реку Лена с траншейного на тоннельный.

Рис 1. Митинг в Якутске собрал более 1000 человек

Акция стартовала в июне этого года, собрано более 20 тысяч подписей граждан.

Метод исполнения перехода с первоначально обещанного микротоннеля был изменен без уведомления Правительства и общественности республики на траншейный, который более уязвим для воздействий со стороны внешней среды в выбранном месте перехода. По мнению ученых, выбранный компанией «Транснефть» траншейный способ перехода ВСТО через Лену опасен по следующим причинам:

  • одна из крупнейших сибирских рек, Олекма, впадает в Лену всего в 4 км выше места подводного перехода ВСТО, что приводит к частому возникновению ледовых заторов. Это может вызвать оголение трубы нефтепровода и «вырывание» трубы из траншеи под действием гидродинамического воздействия потока воды и давления заторного льда;
  • во время ледохода в зоне прохождения трубопровода выносятся огромные валуны, которые «пропахивают» речное дно на значительную глубину;
  • в месте перехода через Лену развиты карстовые процессы;
  • в месте речного перехода высока вероятность землетрясений, обусловленных неотектоническими процессами.

Все эти факторы могут привести к деформациям и разрывам на переходе нефтепровода траншейным способом и последующей экологической катастрофе на реке Лена. По расчетам Института проблем нефти и газа СО РАН, в момент аварии из трубы на дне реки в окружающую среду, с учетом расположения и скорости срабатывания аварийных задвижек на переходе, в воду может попасть до 3500 куб.м нефти. В силу своих физических свойств и течения реки, нефть покроет значительную акваторию, площадь загрязнения может составить более 600 кв.км. Пятно способно дойти до Якутска в летнее время за 4 дня. В случае подводного разлива нефти зимой, ситуация еще более осложнится - локализация и ликвидация последствий таких аварий в ледовых условиях очень сложны. По сложившейся практике, в зимнее время удачей считается собрать 30 % разлившейся нефти, нормой - 10 %.

Водоснабжение практически всех населенных пунктов на реке Лена, включая Якутск, происходит из реки Лена. В случае аварии эти населенные пункты останутся без чистой питьевой воды – в проекте ВСТО не предусмотрено создание резервных источников водоснабжения.

Специалистами Некоммерческого партнерства "Прозрачный мир" подготовлены фрагменты изображений временной серии снимков со спутников Spot-2, Spot-4 на район экологически опасного участка перехода ВСТО через р. Лена (Спутниковые изображения приняты станциями ИТЦ «СканЭкс» по лицензии SPOT Image в апреле 2007 и 2008 годов) (рис 2).

Рис 2. Фрагменты изображений со спутников Spot-2, Spot-4 на район перехода ВСТО через р. Лена за апрель 2007 и 2008 гг.

Ранее на общественных слушаниях по оценке воздействия на окружающую среду проектировщиками был представлен проект, который предусматривал подводный переход трубопровода через реку Лену в виде микротоннеля. Однако на государственную экологическую экспертизу был направлен проект, предусматривающий траншейный переход р. Лена.

Как отмечают эксперты, в России пошаговое ухудшение и удешевление проектов является весьма распространенной практикой - на начальных стадиях проект экологически достаточно совершенен, затем, по мере прохождения этапов проектирования, в него вносятся изменения, выхолащивающие заложенные решения по снижению нагрузки на окружающую среду и повышающие экологические риски от возможных аварий. У нас рыночная стоимость компаний не зависит от ее репутации, поэтому обещания, щедро раздаваемые во время общественных слушаний, остаются на совести представителей компаний.

К сожалению, на этом порочная практика не останавливается - для выполнения проекта подрядными организациями часто привлекается малоквалифицированный, зато дешевый персонал. Супервайзеры, чья задача заключается в том, чтобы следить за соблюдением технических регламентов при строительстве, оплачиваются самой компанией и мало заинтересованы в выявлении недостатков. Особенно это касается проектов, осуществляемых госкомпаниями.

По данным экологов, ВСТО строится с многочисленными нарушениями: за неполные 2007-2008 годы Ростехнадзор на строительстве первой очереди ВСТО выявил 97 нарушений проектно-технических регламентов, а республиканское Министерство охраны природы - 86 нарушений природоохранного законодательства. При этом допускаются серьезные отклонения от проектных решений.

По информации ИА SakhaNews, ЦУП ВСТО остановил строительство насосно-перекачивающей станции (НПС-14), которую, в нарушение проекта, начали строить на левом берегу реки Лена. Для этого на незапланированном в проекте месте был вырублен ценный лес на тридцати гектарах (рис 3), осуществлена планировка территории, завезены стройматериалы, забиты сваи. Теперь на правом берегу Лены заново начаты работы по вырубке леса под территорию для НПС-14.

Рис 3. Фрагмент изображения со спутника EROS-B за 01.06.2008 участка, подготовленного к строительству НПС-14 на левом берегу р. Лена (получено с геоинформационного веб-сервиса "Космоснимки").

Очевидно, что при наличии спутникового мониторинга, руководство компании могло бы на самой ранней стадии выявить проведение подрядчиками работ в отступление от проекта. Таким образом, удалось бы сохранить участок тайги от вырубки, а себя от дополнительных трат и нарушения графика работ.

При подготовке использована информация с сайтов www.savelena.ykt.ru, http://1sn.ru и www.kosmosnimki.ru.