English
Некоммерческое партнёрство Прозрачный мир
О нас|Контакты|Карта сайта|
Поиск
Главная > Новости > Состояние экосистемы Керченского пролива после катастрофы танкера «Волгонефть-139» постепенное улучшается, спутниковый мониторинг пролива по-прежнему необходим.
01.11.08

Состояние экосистемы Керченского пролива после катастрофы танкера «Волгонефть-139» постепенное улучшается, спутниковый мониторинг пролива по-прежнему необходим.

Экологи отмечают улучшение экологической ситуации в Керченском проливе, куда после шторма в ноябре минувшего года из танкера попало около 2 тысяч тонн нефтепродуктов. В то же время, представитель Всемирного Фонда дикой природы (WWF) Денис Шестаков называет ситуацию на побережье пролива «недостаточно благоприятной».

Он считает, что последствия ЧП еще могут дать о себе знать: «Можно только порадоваться, что последствия ЧП не проявляются в той мере, как предполагалось, но они могут проявиться позднее, тем более, что маслянистая мазутная пленка все же изредка появляется на поверхности воды».

Шторм 11 ноября 2007 года стал причиной беспрецедентной катастрофы на границе Азовского и Черного море. За один день в Керченском проливе затонули четыре судна, шесть сели на мель, два получили повреждения. Из разломившегося танкера "Волгонефть-139» (Рис 1), шедшего из Самары, в море вылилось около 2 тысяч тонн мазута. На следующий день после катастрофы в водах пролива было отмечено пятидесятикратное превышение предельно допустимой концентрации нефтепродуктов в воде, произошла массовая гибель птиц и рыб.

Рис. 1.  Кормовая часть танкера «Волгонефть-139», разломившегося в результате шторма 11 ноября 2007 г. в Керченском проливе. Фото с сайта www.kp.ru.

В первые же дни после катастрофы специалистами Инженерно-Технологического Центра (ИТЦ) «СканЭкс» были приняты радиолокационные снимки со спутника "Radarsat-1" на станцию UNISCAN приемной сети "СканЭкс". После обработки и экспертной оценки полученные изображения были оперативно размещены в открытом доступе на сайте компании.

Летом 2008 г. ИТЦ «СканЭкс» возобновил мониторинг Керченского пролива с использованием данных оперативной спутниковой радиолокационной съемки. Съемка, проведенная 29 июня, позволила документально установить, что затонувшая в ноябре 2007 г. носовая часть танкера «Волгонефть-139» (Рис 2) продолжает оставаться источников загрязнения моря нефтепродуктами. Результаты мониторинга доступны на сайте космоснимки.

Рис. 2.  Носовая часть танкера «Волгонефть-139», разломившегося в результате шторма 11 ноября 2007 г. в Керченском проливе. Фото с сайта www.yuga.ru.

Впоследствии, при проведении спутникового мониторинга в июле и августе, были обнаружены новые случаи загрязнения нефтепродуктами акватории Керченского пролива. На всех съемках, проведенных в июне - начале августа 2008 года, уверенно детектировались разливы нефтепродуктов из района затопления носовой части танкера «Волгонефть-139». В ходе мониторинга были также отмечены другие источники загрязнения акватории пролива, например, был зафиксирован сброс нефтепродуктов с проходящего судна и факты загрязнения портовых зон. Как показали результаты космической съемки, выставленные в зоне затонувшей носовой части танкера боновые заграждения оказались неэффективными. Минтранс РФ приняло решение о подъеме носовой части аварийного танкера в целях транспортировки его в район утилизации. При этом, по словам представителя Минтранс, именно снимки полученные и обработанные ИТЦ "СканЭкс", повлияли на принятие решения о срочном подъеме танкера. Эта операция была осуществлена 13 августа, остатки "Волгонефти-139" были отбуксированы в порт Кавказ. После завершения операции из носовой секции танкера откачали еще около 30 т мазута.

Осенью 2007 г. звучали прогнозы об утрате пляжами Керченского пролива привлекательности для отдыхающих на долгие годы. В целом, ущерб от разлива нефти для туристической инфраструктуры оказался меньше предполагаемого. По данным представителя администрации Темрюкского района, летом 2008 года количество любителей пляжного отдыха, посетивших этот район (находится на берегу Керченского пролива и Азовского моря), по сравнению с 2007 годом, увеличилось почти в два раза - до 640 тысяч. По его словам, пик курортного сезона в районе пришелся на вторую половину лета, когда все поняли, что пляжи на берегу пролива и Азовского моря чистые. "В мае-июне к нам в основном ехали "любопытные", которые хотели посмотреть, есть мазут на побережье или нет. Приезжали, видели, что пляжи у нас чистые, и сообщали своим знакомым, родственникам, что здесь все в порядке. Пиковыми для района стали вторая половина июля и август: в эти месяцы наши курорты посетило очень большое количество туристов".

Остается непонятным, с чем связан нынешний всплеск туристической привлекательности берегов, подвергшихся нефтяному загрязнению осенью 2007 г. Возможно, это действительно связано с уменьшением загрязнения морской воды. Возможно - с непритязательностью российских туристов. Крайне сомнительно, что информация о результатах анализов на содержание углеводородов в морской воде в прибрежной зоне регулярно доводилась до сведения отдыхающих. Скорее, чистота воды оценивалась в основном на основании органолептических данных - не пахнет, и хорошо!

Катастрофа с танкером в Керченском проливе, происшедшая в ноябре 2007 г., продемонстрировала, насколько необходима оперативная и объективная информация в случае подобных аварий для планирования мероприятий по локализации и ликвидации аварийных разливов, проведения защитных мероприятий в целях недопущения дальнейшего распространения загрязнения и защиты береговой зоны. Мониторинг необходим не только в районах добычи нефти и на акваториях перевозок нефтепродуктов, но и в целом при осуществлении морского судоходства. Существующая сеть станций UNISCAN, созданная ИТЦ "СканЭкс" позволяет осуществлять прием спутниковых данных на большую часть морей, омывающих Россию.

К достоинствам системы оперативного спутникового всепогодного радиолокационного мониторинга относятся:

  1. Раннее обнаружение и оперативное реагирование на самых ранних стадиях развития аварийных ситуаций, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов на море, и, в результате, предотвращение катастрофического развития аварийных ситуаций для окружающей среды.
  2. Повышение эффективности работы природоохранных служб, улучшение координации различных организаций и подразделений, задействованных в проведении спасательных и природоохранных операций.
  3. Улучшение экологических показателей и создание предпосылок к более оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации судоходных и нефтяных компании, а также спасательных и природоохранных служб.

"В России, на сегодняшний день, есть все возможности для создания системы оперативного всепогодного спутникового радиолокационного мониторинга акватории морей, омывающих нашу страну, - считает Ольга Гершензон, Генеральный Директор Некоммерческого партнерства (НП) «Прозрачный мир», - нужна лишь заинтересованность государственных органов, ответственных за экологическую безопасность".

Дополнительная информация

За последние годы специалисты ИТЦ «СканЭкс» и НП «Прозрачный мир» приобрели значительный опыт при осуществлении ряда проектов по радиолокационному спутниковому мониторингу морской поверхности, а также по созданию закрытых и открытых сервисов по визуализации и представлению данных такого мониторинга пользователям. Ниже представлены ссылки на некоторые осуществленные проекты:

  1. Результаты совместного ИТЦ «СканЭкс» и администрации морского порта Новороссийск демонстрационного проекта по комплексному мониторингу нефтяных загрязнений Черного моря с помощью спутниковых и береговых средств.

  2. Результаты совместной работы ИТЦ «СканЭкс» с Институтом океанологии им. П.П. Ширшова РАН по заказу ООО "Камчатнефтегаз" по спутниковому мониторингу загрязнений северной части Охотского моря.

  3. Результаты проекта ИТЦ "СканЭкс" по заказу WWF России по оперативному мониторингу в зоне работ по проекту «Сахалин 2» и районах летнего обитания охотско-корейской популяции серого кита в Охотском море.

  4. Картографический веб-сервис НП «Прозрачный мир», ИТЦ «СканЭкс» «Радарный мониторинг северной части Каспийского моря» по визуализации результатов проведенного ИТЦ "СканЭкс" оперативного радиолокационного мониторинга загрязнений акватории северной части Каспийского моря нефтью и нефтепродуктами.

  5. Картографический веб-сервис НП «Прозрачный мир», ИТЦ «СканЭкс» и Всемирного фонда дикой природы (WWF России) «Радарный мониторинг нефтегазоносных районов сахалинского шельфа» с представлением результатов проведенного ИТЦ "СканЭкс" оперативного радиолокационного мониторинга положения судов и участков загрязнения нефтью и нефтепродуктами акватории шельфа о. Сахалин.

При подготовке использованы материалы с сайтов: www.rian.ru, www.wwf.ru, www.transparentworld.ru, www.scanex.ru, www.kosmosnimki.ru, www.kp.ru, www.yuga.ru.